Основные принципы дебюта для начинающих

Дебют — это начало партии, целью которого является скорейшая мобилизация своих фигур. Цель игры — поставить мат. Из этих двух постулатов выходит множество следующих рекомендаций:

  • Начинать партию следует борьбой за центр ходами Е4 или D4, к тому же эти пешки дают возможность выпустить свои фигуры: слона и ферзя. Большинство педагогов, шахматистов советуют начинающим игрокам ходить Е4, так как это ведет к открытым дебютам, что приносит больше пользы в дальнейшем обучении. Подробнее о выборе дебюта.

На диаграмме желтым цветом отмечены центральные поля. Зачем же его занимать?! Обращаясь к определению слова дебют, можно сделать вывод, коль его целью является быстрейшие развитие фигур, то для нас также было бы хорошо, мешать тоже самое делать сопернику. И, примитивно говоря, наша пешка на Е4 бьет поле F5, не давая слону соперника туда выйти, а вначале партии у слонов не так уж и много безопасных ходов. Туда же в центр, как правило, стремится попасть конь, ведь там у него больше всего возможностей, как быстро оказать помощь своим фигурам в атаке на любом из флангов, так и «бить» как можно больше полей на территории соперника.

И, соответственно, конями лучше всего делать первые ходы, ведущие к самому короткому маршруту в центр, Кf3 и Кс3 — защищая свои и атакуя центральные поля соперника.

  • Быстрейшее развитие легких фигур. Легкими фигурами считаются конь и слон, и именно их стоит выводить в первую очередь. И коль надо это сделать как можно быстрее, то соответственно ходить ими дважды, без какой либо необходимости, не надо. Также нужно учитывать, что, делая ход одной фигурой, она не должна мешать выходу другой. Подытожим все вышесказанное на примере самых плохих, нелепых ходов в начале партии, которые не стоит делать:

  • Рокировка. Она нужна чтобы быстро убрать своего короля в оборону, а ладье войти в игру. Коль цель игры поставить мат, то это надо делать, как можно скорее, дабы избавиться от угроз.
  • Слон, ладья и ферзь — линейные фигуры, об их особенностях рассказывать конечно надо отдельно, но пару слов о том, как ими начинать игру, напишу. Всем им нужны открытые линии, пространство. И если слонам мы без проблем можем его дать в начале партии, то ладья считается «спящей» фигурой, так как входит в игру, чаще всего, последняя. В основном после пешечных разменов. Ими не надо стремиться в центр, и более того уходить даже со своей первой линии, их роль — контроль над вертикалями. Если нет нашей пешки на этой вертикали, то ладья там уже будет приносить пользу в атаке, как ,например, на этой диаграмме, она после рокировки уже нацелена на пункт F7

Или, наоборот, она может «охранять» свою пешку, помогая ей в продвижении вперед

Ферзь — самая сильнейшая фигура, но он редко может принести пользу в начале партии, так как все фигуры и пешки защищены, и бить им кого-либо невыгодно, а вот Вы, если решите его вывести первым делом, то рискуете, так как его могут «поймать» или «использовать» для выигрыша ваших фигур. Также он будет лишь только «помогать» развитию легких фигур соперника, если у него будет возможность выходить ими, нападая на вашего ферзя. Если же Ваш соперник все таки играет сразу ферзем, то конечно, надо «присматривать» за этой фигурой и находить цель его ходов. Рассмотрим любимый среди новичков «детский мат»

Итак, подводя итог, скажу, что дебют — та часть игры, от которой зависят ваши дальнейшие планы: выйдя из него будите вы атаковать или защищаться. Соблюдать рекомендации мои или нет — дело ваше. Но лучше всего учиться на своих ошибках, так что экспериментируйте, проводите анализ и делайте выводы!